Мемориал - обобщенный банк данных!
Военно-исторический клуб «Волжский рубеж»
 

«Езда первым классом..»

16 января 2009 - RUS76
к 30-летию первого танка...
С единым газотурбинным двигателем...

 А.Фирсов, статья из журнала «Техника и вооружение» №1/2003 г.

  11 апреля 1963 г. на Уралвагонзаводе готовили к пробегу опытный танк – «объект 167Т». Несмотря на режим секретности, на улице и у окон собралось большинство сотрудников – к пробегу готовился первый в мире танк с газотурбинной силовой установкой! Под управлением механика-водителя Д.С. Володченко по непролазной хляби и под дождем со снегом танк, по башню в грязи, прошел без замечаний до полной выработки топлива в баках, достигая порой скорости 70 км/ч.
  Через 13 лет упорной работы советской танковой промышленности в серию пошел первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем – Т-80, но разработки не Уралвагонзавода, а ленинградского Кировского завода. Газотурбинный двигатель с трудом пробивал себе дорогу, и до сих пор выбор такой силовой установки для танка вызывает серьезные сомнения и ожесточенные споры.
Путь ГТД на советские танки запутан и парадоксален. Перефразируя историка, можно сказать: «Наш рассказ напоминает наши дороги – такие же запутанные и петлистые, будто проползла змея. Но если вы вздумаете сократить ее, то будете долго петлять, попадете в болото и в конце-концов, в грязи и тине, окажитесь на той же извилистой дороге...»
   Появление в годы Второй мировой войны принципиально нового двигателя – газовой турбины – породило в послевоенные годы установку новомодной силовой не только на самолеты, но и на корабли, автомобили и танки. Впрочем, авиационные двигатели и до того довольно часто ставились на танки, привлекая своей мощностью и компактностью, часто в ущерб надежности, экономичности и моторесурсу. Первыми решили примерить ГТД на танке англичане – они тогда лидировали в разработке газотурбинных двигателей. Фактически это был передвижной испытательный стенд на шасси танка «Конкэрор» (без башни) – самой тяжелой тогда боевой машины в Великобритании. Но часовой расход топлива в сотню имперских галлонов (455 л) быстро охладил энтузиастов.
   Спустя почти десять лет на ходовые испытания вышла еще одна «безбашенная» конструкция – шведский танк «S» с комбинированной силовой установкой из турбины «Боинг» 502/10МА и поршневого двигателя «Роллс-Ройс» В81 (на серийных машинах заменены на «Детройт-дизель» 6V-53T мощностью 290 л.с. и турбину «Боинг» 553 мощностью 490 л.с. при 38000 об./мин). Фактически турбина должна была представлять собой только форсажную часть силовой установки и применяться только в боевых условиях или на тяжелой дороге. Реально оказалось, что газотурбинный двигатель приходится использовать гораздо чаще, чем планировалось. Характерно, что по пути шведов никто не пошел ни в области силовой установки, ни в области компоновки. Испытания танка «S» (Strv-103) в США и Великобритании имели чисто академический интерес, а недавнее опробывание шведской машины у нас в стране на кубинском полигоне показало, что это фактически «передвижная артустановка». Стрельба с ходу невозможна в принципе из-за жесткой установки пушки в лобовом листе. Фактически, согласно Договору об обычных вооружениях в Европе, «танк "S"» не является даже таковым, так как танком считаются «гусеничные бронированные машины, вооруженные пушками калибром не менее 75 мм, имеющими угол поворота в горизонтальной плоскости в 360 град.»!
Страницы: 1 2 3 4
Рейтинг: +4 Голосов: 4 7175 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 83
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт